Цепи противоскольжения предназначены для кратковременных поездок на автомобилях по рыхлому снегу, льду, грязи. Это одно из многочисленных описаний такого приспособления для автомобиля, которое автовладелец одевает перед преодолением какого-то участка дороги, на котором на «обычной» шине автомобиль «не пройдёт».

Почему же «для кратковременных?»– возможно, спросите Вы. Позволю себе ответить шуткой: «И далеко Вы сможете убежать, скованные цепями по рукам и ногам?»

Обернувшись не так много лет назад в историю, автомобилисты могут вспомнить то время, когда развалился Союз нерушимых республик, железный занавес был снесен напором товаров заграничного производства, включая автомобили и первые поступления импортных запчастей к автомобилям тогда ещё Советского производства. Приблизительно в то же время городским жителям, чтобы они массово не собирались на демонстрациях и забастовках, были розданы дачные участки.

Именно тогда, впервые, владельцы автомобилей «Жигули» массово прикоснулись к цепям на свои автомобили – в прямом смысле этого слова – чтобы иметь возможность в любое время года (и в дождь, и в грязь, и в слякоть, и в снег) проехать по грунтовой дороге с дачи домой.

В те, далёкие теперь уже для нас, времена– автомобилисты не знали ещё о существовании летних и зимних шин. Были те шины, которые автомобилист смог купить («достать», «оторвать»). Вот на эти, так называемые: всесезонные шины, автомобилисты и одевали цепи.

В современном мире промышленность работает на благо всех людей, включая и автомобилистов. Если говорить о шинах, то мы можем купить для своего автомобиля не просто шины по сезону – летние или зимние. У нас есть огромнейший выбор – в частности зимние шины мы можем купить как с «зимним» протектором, так и «шипованные» – которые более приспособлены к движению Вашего автомобиля по дороге со снежным покрытием.

Она же, современная промышленность, дала нам возможность купить не просто дополнительную запчасть к шинам в виде цепей противоскольжения – мы имеем возможность выбирать не только рисунок цепей («лесенка», «ромб», «сота»), но и класс цепей – «жёсткие» (изготовленные из стали) или «мягкие» (изготовленные изизносоустойчивой армированной резины, пластика или более современного материала полиуретана)!

Приведём некоторые характеристики рисункам «жёстких» цепей.

«Лесенка».

Ввиду простоты конструкции получили большее распространение по сравнению с остальными рисунками цепей. Относительно легки по весу и достаточно недорогие.
Обладают хорошим тяговым усилием. Не препятствуют боковым смещениям колёс (на которые «одеты» цепи), и их заносам,– вследствие этого – устанавливаются в основном на неуправляемые колёса автомобиля.

Недостатки. Цепь неравномерно распространяется по колесу – автомобиль «обутый» в них движется неравномерно, рывками. Это может негативно сказаться на подвеске автомобиля и его трансмиссии.

«Ромб» («Диагональ»).

Похожа на «лесенку», только ступенька лесенки наклонена под углом к продольным цепям основания конструкции. Т.е. ступенька соединяет не параллельные кольца боковины, а со смещением в одно или несколько звеньев.

На таких цепях автомобиль имеет более плавный и равномерный ход, управляемость автомобиля лучше (по сравнению с «лесенкой); уменьшается возможность «зарыться» в неплотном грунте. Не смотря на то, что автомобиль имеет меньшее тяговое усилие, он лучше выбирается из колеи.

Недостатки. Автомобиль «плавает» относительно траектории движения (съезжает из-за наклона поперечных ступеней конструкции цепи противоскольжения).

«Сота». После анализа работы цепей противоскольжения, конструкторы предприняли попытку спроектировать цепи, лишённые недостатков, которые были в цепях с рисунком «лесенка» и «ромб» («диагональ»).

«Жёсткие» цепи изготавливаются (как правило) из оцинкованной стали. Иногда, цепи окрашивают высокопрочными цветными эмалями, что придаёт некий«гламур» внешнему виду «автомобилю в калошах».

Что же касается «мягких» цепей, то их основным преимуществом является более высокая допустимая скорость движения автомобиля (до 80 км/ч) по дорогам с твёрдым покрытием.

Материал изготовления «мягких» цепей противоскольжения – износоустойчивая армированная резина, пластик или полиуретан.

Если «мягкие» цепи оснастить дополнительными запчастями – «ошиповать» пластиковыми или металлическими шипами – то это позволит Вашему автомобилю иметь ещё большую проходимость на дорогах со снежным укатанным покрытием, с рыхлым снегом, а также придаст автомобилю большую устойчивость, а Вам – большую уверенность – на гололёде.

Недостатки «мягких» цепей:

  • на морозе резина становится более жёсткой – довольно сложно надевать на колёса автомобиля;
  • занимают больше места в багажнике по сравнению с обычными стальными цепями;
  • более высокая цена в сравнении с обычными стальными цепями противоскольжения для автомобиля.